Статья 5.27. КоАП РФ Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | ГАРАНТ

Ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства
Содержание
  1. Ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства
  2. Статья Об ответственности за нарушение трудового законодательства
  3. Ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства
  4. Информация об изменениях:
  5. Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)
  6. Какую ответственность несет работодатель за прочие, кроме задержки зарплаты, нарушения трудового законодательства, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров?
  7. Материальная ответственность перед работником
  8. Неполученный заработок за лишение возможности трудиться — ст. 234 ТК РФ.
  9. Проценты за задержку денег — ст. 236 ТК РФ.
  10. Возмещение ущерба имуществу работника — ст. 235 ТК РФ.
  11. Средний заработок за время приостановления работы из-за задержки зарплаты — ст. 142 ТК РФ.
  12. Оформление работника в штат
  13. Компенсация морального вреда — ст. 237 ТК РФ.
  14. Ответственность работодателя
  15. Комментарий
  16. За какие нарушения применяется ответственность по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ
  17. Кого могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства
  18. Можно ли привлечь должностное лицо к ответственности после увольнения?
  19. Какие нарушения повлекут ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ
  20. Повторное нарушение трудового законодательства (законодательства об охране труда)
  21. Что означает ненадлежащее оформление трудового договора
  22. Какие нарушения трудового законодательства не являются длящимися
  23. Нарушение сроков выплаты зарплаты и невыплата зарплаты
  24. Замена банка для выплаты зарплаты
  25. Специальная оценка условий труда
  26. Допуск к работе работников, не прошедших обучение по охране труда или медосмотр
  27. Невыдача работникам СИЗ
  28. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  29. Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников
  30. Ошибки при увольнении
  31. Срок давности: со дня совершения или со дня обнаружения?
  32. Источники:

Ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства

У Роструда есть сайт онлайнинспекция.рф. Его назначение для работодателей — рассказать, как правильно оформить персонал и не попасть на штраф. На сайте работает полезный сервис самопроверки. Ещё там можно скачать бланки документов и почитать ответы инспекторов на частые вопросы.

Статья Об ответственности за нарушение трудового законодательства

В Постановлении от 23.12.2021 N 45 Пленум ВС РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении дел о нарушениях, подпадающих под действие ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ. Первая из названных статей предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства (ТК РФ, иных законов и других нормативных правовых актов), вторая — за нарушение требований охраны труда. Рассмотрим сформулированные Верховным Судом позиции.

Привлечь к ответственности могут бывших директора и ИП

К ответственности за нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, могут быть привлечены:

— работодатели — юридические лица и ИП (далее — работодатели);

— физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц (ч. 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности его привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к ответственности, составляющий один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. Такому лицу назначается административное наказание, установленное для ИП.

Привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 5.25 КоАП РФ могут не только за действия, но и за бездействие, например:

— несоблюдение срока утверждения графика отпусков (сделать это надо не позднее чем за две недели до наступления нового календарного года — ч. 1 ст. 123 ТК РФ);

— нарушение сроков выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику сумм;

— непроведение индексации оплаты труда работников организации при наличии установленного порядка указанной индексации (ст. 134 ТК РФ);

— нарушение установленного Правительством РФ порядка направления работников в служебные командировки;

— нарушение правил ведения трудовых книжек.

О повторности нарушений

Совершение в течение года (ст. 4.6 КоАП РФ) правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение одной и той же обязанности), влечет более суровое административное наказание. Пример совершения повторного аналогичного нарушения — отказ в выдаче документов, связанных с работой (или их копий), одному, а затем другому сотруднику.

При привлечении к ответственности неважно, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях. Так, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения, допущенные в одной организации, а затем в течение года совершивший аналогичное нарушение, являясь должностным лицом другой организации, может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, если в первый раз нарушение могло повлечь предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб., то повторное нарушение влечет взыскание штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется на дату совершения нового аналогичного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не имеет значения.

Оформление трудового договора

Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность:

— за уклонение от оформления трудового договора;

— ненадлежащее оформление трудового договора;

— заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения.

Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, но при этом работник приступил к работе (с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя), то трудовой договор считается заключенным и работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Невыполнение данной обязанности в названный срок свидетельствует об уклонении работодателя от оформления трудового договора.

Под ненадлежащим оформлением трудового договора следует понимать:

— отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены ч. 1 и 2 ст. 57 ТК РФ (обязательные условия трудового договора);

— включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными законом (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Обратите внимание! Невключение в трудовой договор условий о правах и обязанностях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (например, конкретной даты выплаты заработной платы), не признается правонарушением, поскольку у работодателя отсутствует установленная законом обязанность закреплять соответствующие положения в трудовом договоре.

Доказательствами по делам о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, могут быть, в частности, следующие письменные доказательства:

— оформленный лицу, фактически допущенному к работе, пропуск на территорию работодателя;

— журнал регистрации прихода-ухода работников на работу;

— графики работы (сменности);

— журнал вводного инструктажа об ознакомлении работника с техникой безопасности;

— ведомости выдачи денежных средств;

— заполняемые или подписываемые лицом, фактически допущенным к работе, товарные накладные, счета-фактуры, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах;

— распоряжение (приказ) работодателя о списке сотрудников, выполняющих трудовую функцию дистанционно;

— переписка сторон, в том числе по электронной почте;

— электронные документы, систематический обмен которыми осуществляется между работником, работодателем, другими сотрудниками.

Кроме того, могут использоваться вещественные доказательства (например, предоставленные при дистанционной работе работодателем работнику оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации, которые находятся вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя), а также материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Обратите внимание! Административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися.

В случае уклонения от оформления трудового договора, когда работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, правонарушение будет окончено по истечении трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Датой совершения правонарушения в виде ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, является дата заключения соответствующего договора.

Выбор банка — право работника

Работодатель не вправе отказать работнику в замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата (ч. 3 ст. 136 ТК РФ), в том числе ссылаясь на условия коллективного договора, предусматривающие выплату заработной платы исключительно через конкретную кредитную организацию. Данное нарушение подпадает под действие ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

О выплате зарплаты и других сумм при увольнении

При прекращении трудового договора с работником, которому зарплата выплачивалась на банковскую карту, окончательный расчет и перечисление всех сумм, причитающихся работнику, должны быть произведены работодателем в день увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ч. 3 ст. 136, ст. 140 ТК РФ).

Работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения о перечислении работнику причитающихся сумм при условии наличия на расчетном счете денежных средств в необходимом размере. Дата фактического зачисления денег на текущий счет сотрудника не имеет значения. Иными словами, если поручение направлено в банк в день увольнения и на счете организации (ИП) имеется необходимая сумма денег, работодатель не считается нарушившим срок выплаты расчета в случае, если денежные средства зачислены на карту бывшего сотрудника не в тот же, а на следующий день.

Ответственность за невыплату зарплаты,

в том числе при отсутствии трудового договора

Административная ответственность за нарушение сроков выплаты зарплаты предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Она применяется в том числе в случаях невыплаты заработной платы и иных сумм работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к выполнению трудовой функции с ведома и по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.

Несвоевременная выплата работнику заработной платы и других сумм в рамках трудовых отношений не является длящимся правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда работодатель был обязан произвести выплату.

Нарушение каждого установленного срока выплаты зарплаты и других сумм, допущенное в отношении нескольких работников, которым соответствующие выплаты не были произведены (произведены не в полном объеме) в одну и ту же дату, признается в качестве одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (составляется один протокол, выносится одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении).

Нарушения требований охраны труда

К таким нарушениям относятся, в частности:

— непроведение или нарушение установленного порядка проведения работодателем на рабочих местах специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки;

— необеспечение работников (независимо от их количества) согласно установленным нормам средствами индивидуальной защиты, невыполнение обязанности по их хранению, стирке, химчистке, сушке, ремонту и своевременной замене;

— непроведение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ;

— допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, не прошедшего обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда и т.д.

Непроведение СОУТ, непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не являются длящимися нарушениями.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний признается длящимся правонарушением.

В случае выявления необеспечения нескольких работников СИЗ составляется один протокол об административном правонарушении. Такое нарушение является длящимся.

Ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 221-ФЗ

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Какую ответственность несет работодатель за прочие, кроме задержки зарплаты, нарушения трудового законодательства, условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров?

Работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), а также руководитель или другое ответственное лицо организации за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Его размер зависит от вида нарушения. При повторных нарушениях должностное лицо организации может быть дисквалифицировано на определенный срок, а деятельность организации или индивидуального предпринимателя приостановлена (см. Правовое обоснование).

Для возбуждения административного производства в связи с нарушением работодателем трудового законодательства необходимо обращаться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда.

Индивидуальный предприниматель, руководитель или другое ответственное лицо организации могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде штрафа, либо обязательных работ, либо исправительных работ, либо принудительных работ, либо лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за:

— нарушение требований охраны труда,

— необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (см. Правовое обоснование).

Предварительное расследование по этим преступлениям производится Следственным комитетом РФ.

Правовое обоснование

Административная ответственность ‒ Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Статья 5.27. КоАП РФ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц ‒ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно частям 5, 7 статьи 5.27. КоАП РФ повторное совершение вышеназванных (ч. 3, ч. 4, ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ) правонарушений увеличивает ответственность за их совершение.

Статья 5.27.1. КоАП РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 5 статьи 5.27.1. КоАП РФ повторное совершение вышеназванных правонарушений увеличивает ответственность за их совершение.

Статья 5.28. КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения.

Статья 5.29. КоАП РФ устанавливает ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Статья 5.30. КоАП РФ устанавливает ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения.

Статья 5.31. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Статья 5.32. КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.

Статья 5.33. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение соглашения.

Статья 5.34. КоАП РФ устанавливает ответственность за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Уголовная ответственность ‒ Уголовный кодекс (УК РФ)

Статья 143 УК РФ

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 145 УК РФ

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Материальная ответственность перед работником

Материальная ответственность — когда работодатель платит деньги работнику за незаконное увольнение, задержку зарплаты, порчу имущества и нарушение других прав.

Вот, за что конкретно отвечает работодатель:

Неполученный заработок за лишение возможности трудиться — ст. 234 ТК РФ.

Если работник остался без работы или не устроился на новую из-за нарушений работодателем закона, он получает зарплату. Деньги платят за всё время, пока человек не работал.

Неполученная зарплата полагается за:

— увольнение без оснований — уволили за прогул, хотя человек был на сессии в университете;

— перевод на другую работу без согласия работника — понизили администратора ресторана до курьера доставки еды;

— невыдачу трудовой книжки в день увольнения или ошибку в записи — человека не примут на работу без трудовой, а формулировка увольнения может навредить репутации.

Проценты за задержку денег — ст. 236 ТК РФ.

Человеку выдают зарплату в даты, которые стоят в трудовом договоре. При увольнении остаток зарплаты и компенсацию за отпуск платят в последний рабочий день. Бывают и другие выплаты: за работу ночью или использование личного ноутбука в офисе. У всех платежей есть точные сроки.

За нарушение сроков работодатель платит работнику проценты. Размер — 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченной суммы за каждый день.

Возмещение ущерба имуществу работника — ст. 235 ТК РФ.

Бывает, сотрудник использует в работе личное имущество.

Когда вещь теряется или портится по вине работодателя, работник получает деньги или равноценную вещь. Для этого работник пишет заявление о возмещении ущерба. Работодатель в течение десяти дней разбирается, платит деньги или отказывает. Отказ не мешает работнику пойти в суд.

Женщина работала в больнице инструктором ЛФК. В одну из смен санитарка по указанию старшей медсестры выкинула из её личного шкафа джинсы, джемпер и шаль. Причину объяснили тем, что вещи лежали вместе со спецодеждой, а это не положено.

Инструктор ЛФК обратилась в суд и отсудила у больницы стоимость одежды, а сверху ещё деньги за моральный вред, оплату юриста и товарную экспертизу.

По СанПиНу для медучреждений личный шкаф должен иметь две секции — для раздельного хранения своей и рабочей одежды. Руководство больницы о таких шкафах не позаботилось. В инциденте с выкинутой одеждой виноват работодатель, поэтому он обязан возместить ущерб работнику — дело № 33-511.

Средний заработок за время приостановления работы из-за задержки зарплаты — ст. 142 ТК РФ.

Когда зарплаты нет дольше 15 дней, работник вправе не выходить на рабочее место. От него требуется только письменно предупредить руководство.

Выйти на работу человек обязан на следующий день после сообщения о готовности перевести деньги.

Время такой «забастовки» — не прогул и предприниматель платит работнику средний заработок.

Оформление работника в штат

Уволенного не по закону работника суд восстанавливает на работе. Предпринимателю придётся искать новое основание для прекращения трудового договора. А пока ищет, платить зарплату.

Замаскированную договором подряда работу в штате суд превращает в трудовой договор по ст. 19.1 ТК РФ. За прошедшее время обязывает перечислить взносы в соцстрах.

Срочный трудовой договор без экономической потребности или согласия работника суд обязывает заключить насовсем по ст. 58 ТК РФ.

Формально принудительное оформление работника в штат не относится к материальной ответственности. Но в таких ситуациях предприниматели теряют деньги и получают нежелательного сотрудника в бизнес.

Компенсация морального вреда — ст. 237 ТК РФ.

Из-за нарушения трудовых прав человек переживает. Задержали зарплату — пришлось переступить через себя и взять у друга в долг.

Работодатель обязан компенсировать переживания деньгами. Размер компенсации — как стороны договорятся. Если договориться не получилось, сумму установит суд.

Материальную ответственность работодателя можно повысить в трудовом договоре. Например, увеличить процент за задержку зарплаты. Но понизить или отменить совсем нельзя. Это правило из ст. 232 ТК РФ.

В идеале работодатель платит деньги по требованию работника. Отдал трудовую книжку позже на две недели — выплатил половину зарплаты за невозможность оформиться на новой работе. В реальности нарушения прав работников обычно выливаются в принципиальный спор и суд. В конце концов работодатель платит деньги по решению суда.

Предприниматель взяла на работу кассира в магазин. По трудовому договору кассир получала зарплату 11 000 ₽, а по допсоглашению процент с продаж. Видимо, была ещё устная договорённость и фактически женщина получала только процент с продаж. А с официальной зарплаты даже не перечисляли налоги. Через девять месяцев кассир уволилась по собственному желанию. Предприниматель увольнение не оформила, трудовую книжку не выдала, зарплату и компенсацию за отпуск не заплатила. Это оказалось опрометчиво.

Кассир обратилась в суд. Судились больше года, долг и проценты росли как снежный ком. В итоге работник получила:

— 103 586 ₽ — невыплаченную зарплату;

— 6 771 ₽ — компенсацию за отпуск;

— 28 280 ₽ — проценты за задержку зарплаты;

— 50 000 ₽ — компенсацию морального вреда;

— 169 888 ₽ — упущенный заработок из-за невыданной трудовой книжки.

Ещё суд обязал предпринимателя перечислить НДФЛ и взносы в Пенсионный фонд — дело № 33-11587/2018.

Подобные суммы в пользу работника — обычный в судебной практике исход трудового спора. Масштаб бизнеса работодателя и обороты денег для суда значения не имеют.

Начните работать с сотрудниками за 11 уроков

Ответственность работодателя

Нарушение прав профессиональных союзов влечет за собой административную ответственность работодателя и руководителя организации, предусмотренную следующими статьями Кодекса об административных правонарушениях РФ:

1 . Нарушение прав профсоюзов, определённых ТК РФ (в т.ч. ст.ст. 370, 373, например — непредоставление информации, необходимой для проведения проверки)

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3 , 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение прав профсоюзов на участие в социальном партнерстве.

Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом , информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 5.33. Невыполнение соглашения

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Руководитель организации (иные должностные лица) могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию первичной профсоюзной организации вплоть до увольнения за нарушение законодательства о профсоюзах, не выполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию первичной профсоюзной организации работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Комментарий

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 (далее – Постановление № 45) даны ответы на вопросы, связанные с привлечением работодателей к административной ответственности за нарушения требований трудового законодательства. Рассмотрим подробнее эти разъяснения.

За какие нарушения применяется ответственность по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ

Административная ответственность за нарушения в сфере трудового законодательства установлена статьями ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена за нарушения:

  • трудового законодательства, которое состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления) (ст. 5 и ст. 11 ТК РФ).

Например, если работодатель нарушил нормативные требования, которые содержатся в постановлении Правительства РФ, то ответственность за нарушение будет применяться по соответствующей норме ст. 5.27 КоАП РФ так же, как и за нарушение требований трудового законодательства, установленных в ТК РФ.

Если допущены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, которые содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, то за их совершение применяется ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма является специальной по отношению к ст. 5.27 КоАП РФ (п. 3 Постановления № 45).

Кого могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства

За нарушение требований трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) могут привлечь:

  • работодателей – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их должностных лиц, допустивших нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (чч. 1, 2, 4 — 7 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ);
  • граждан или должностных лиц, не уполномоченных работодателем на привлечение к трудовой деятельности других лиц (ч. 3 и ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • внешнего, конкурсного, финансового управляющего в случае осуществления им прав и обязанностей работодателя. Управляющего могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в отношении работодателя – юридического лица введено внешнее управление или конкурсное производство либо арбитражный суд принял решение о признании работодателя – индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества (ст. 94, п. 1 ст. 129, ст. 214.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ч. 6 ст. 20 ТК РФ).

Должностными лицами, которые привлекаются к ответственности по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются лица, совершившие административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Организационно-распорядительные функции должностного лица включают полномочия по руководству трудовым коллективом или находящимися в его подчинении отдельными работниками (служащими), формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, организации труда или службы подчиненных, применению мер поощрения (награждения), наложению дисциплинарных взысканий и т.п.

Административно-хозяйственными функциями признаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 4 и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19).

Если деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, гражданина могут привлечь к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные в период этой деятельности правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такому гражданину назначается административное наказание, установленное для индивидуального предпринимателя (п. 6 Постановления № 45).

Можно ли привлечь должностное лицо к ответственности после увольнения?

Привлечь должностное лицо к ответственности могут и в том случае, если трудовые отношения с ним уже прекращены. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • нарушение было допущено должностным лицом в период исполнения обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • не истек срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Какие нарушения повлекут ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, например, за следующие нарушения трудового законодательства:

  • несоблюдение срока утверждения графика отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ);
  • непроведение индексации заработной платы работников, если порядок индексации у работодателя установлен (ст. 134 ТК РФ);
  • необеспечение педагогическому работнику права на сокращенную продолжительность рабочего времени (п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • нарушение установленного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 порядка направления работников в служебные командировки;
  • нарушение Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н.

Повторное нарушение трудового законодательства (законодательства об охране труда)

Административная ответственность за повторное совершение аналогичного нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда предусмотрена ч. 2, 5, 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При этом административное правонарушение признается аналогичным при соблюдении следующих условий:

  • лицо, совершившее новое нарушение, ранее было подвергнуто административному наказанию за нарушение трудового законодательства (законодательства об охране труда). Например, если раньше было совершено нарушение трудового законодательства, за которое должностное лицо привлекли к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а потом это же должностное лицо совершило нарушение законодательства об охране труда, за которое предусмотрена ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ, то такое нарушение не будет аналогичным;
  • лицо не выполнило или ненадлежащим образом выполнило одну и ту же обязанность, установленную трудовым законодательством (законодательством об охране труда);
  • нарушение совершено в срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение такого же административного правонарушения. Такой срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения года со дня окончания его исполнения. Исключением является ситуация, когда штраф за административное нарушение уплачен до дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. В этом случае срок исчисляется со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа (ст. 4.6 КоАП РФ).

Поэтому судьи должны проверять, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, на дату совершения нового аналогичного административного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не влияет на квалификацию имевшего место невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанности.

Например, повторным аналогичным нарушением трудового законодательства является отказ в выдаче документов, связанных с работой, или их копий одному, а затем другому сотруднику (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что привлечь к административной ответственности должностное лицо могут независимо от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях (п. 8 Постановления № 45).

Что означает ненадлежащее оформление трудового договора

Ненадлежащим оформлением трудового договора признается:

  • отсутствие в трудовом договоре сведений и (или) обязательных условий, которые предусмотрены ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ТК РФ (например, не указаны место работы или размер должностного оклада работника);
  • наличие в трудовом договоре условий, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и другими нормативными актами (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Например, указано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью менее 28 календарных дней.

При этом отсутствие в трудовом договоре, например, конкретных дат выплаты заработной платы, если они предусмотрены коллективным договором или Правилами внутреннего трудового распорядка, не является нарушением (п. 10 Постановления № 45).

Какие нарушения трудового законодательства не являются длящимися

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что не являются длящимися такие нарушения трудового законодательства, как:

    уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора.

Уклонение от оформления трудового договора считается состоявшимся после истечения 3 рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ);

Датой совершения таких нарушений, как ненадлежащее оформление трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является дата заключения соответствующего договора (п. 10 Постановления № 45);

Такое нарушение считается оконченным с даты отказа работодателя признать в качестве трудовых отношения, возникшие между ним и работником, фактически допущенным к работе не уполномоченным на это лицом (п. 9 Постановления № 45);

Срок давности привлечения к ответственности за такое нарушение исчисляется со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена обязанность по выплате (п. 17 Постановления № 45).

Нарушение сроков выплаты зарплаты и невыплата зарплаты

За нарушение сроков выплаты заработной платы (в том числе в неденежной форме) предусмотрена ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Эта же санкция применяется и в случае, когда нарушены сроки выплат других сумм, причитающихся работнику, в том числе компенсации за задержку таких выплат (п. 2 ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 142, ст. 236 ТК РФ).

Нарушение срока каждой выплаты в отношении нескольких сотрудников, например задержка аванса за месяц или несвоевременная выплата отпускных сотрудникам, которые уходят в отпуск в один день, признается одним нарушением по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 17 Постановления № 45).

Если заработная плата не выплачивалась работникам, с которыми трудовой договор не заключался или не оформлялся надлежащим образом, но они приступили к выполнению трудовой функции, то это также признается нарушением. За него наступает ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание, что обязанность по выплате сумм, причитающихся работнику, считается выполненной в день передачи платежного поручения в банк (при условии, что на расчетном счете работодателя достаточно денежных средств). При этом дата фактического поступления денег на текущий счет работника значения не имеет (п. 14 Постановления № 45).

Необходимо учитывать, что если работодатель выплачивает зарплату не полностью в течение более 3 месяцев или полностью не выплачивает более 2 месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то такие действия подпадают под уголовную ответственность.

Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ):

  • штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года;
  • принудительными работами на срок до 2 лет;
  • лишением свободы на срок до 1 года.

Полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или личной заинтересованности руководителем организации, работодателем-физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ):

  • штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ):

  • штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Если такие обстоятельства установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, то это дело прекращается с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ и пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Такие разъяснения содержатся в п. 15 Постановления № 45.

Замена банка для выплаты зарплаты

Право работника на замену кредитной организации, в которую переводится заработная плата, закреплено в ч. 3 ст. 136 ТК РФ. Условия перевода заработной платы в кредитную организацию определяются коллективным договором или трудовым договором.

Если работодатель отказывает работнику в замене зарплатного банка на основании положений коллективного договора, в котором указан конкретный банк для выплаты заработной платы, то за такое нарушение наступает ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 16 Постановления № 45).

Специальная оценка условий труда

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение или нарушение порядка проведения работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах распространяется и на внеплановую спецоценку (п. 1 ч. 2 ст. 4 и ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ).

Нарушением порядка проведения специальной оценки признается невыполнение работодателем предусмотренных Законом № 426-ФЗ обязанностей, а также обязательных требований к процедурам, реализуемым при проведении спецоценки.

К таким нарушениям, в частности, относятся:

  • нарушение сроков проведения спецоценки на рабочих местах;
  • проведение спецоценки без привлечения специализированной организации;
  • непредставление специализированной организации, проводящей спецоценку, необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах;
  • проведение спецоценки без создания комиссии по ее проведению;
  • непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативам (в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные условия спецоценкой не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми);
  • неознакомление работников письменно с результатами проведения спецоценки на их рабочих местах;
  • нарушение порядка оформления результатов проведения спецоценки.

Если работодатель не реализовал мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников с учетом результатов проведения спецоценки (например, не внедрил системы автоматического и дистанционного управления производственным оборудованием, не установил ограждения элементов производственного оборудования, защищающие от воздействия движущихся частей и др.) (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ), то за такое нарушение он привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

В ситуации, когда нарушение порядка проведения спецоценки допустила специализированная организация, ответственность для нее наступает по ст. 14.54 КоАП РФ (п. 19 Постановления № 45).

Нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не являются длящимися, поскольку выражаются в невыполнении обязанностей к установленному сроку. Например, это такие нарушения, как непроведение спецоценки, непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативам (ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Такие разъяснения содержатся в п. 20 Постановления № 45.

Допуск к работе работников, не прошедших обучение по охране труда или медосмотр

Ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск к исполнению трудовых обязанностей:

  • работника, не прошедшего:
    • обучение и инструктаж по охране труда;
    • стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    • обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
    • обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены);
    • обязательные психиатрические освидетельствования;

    Привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ могут за допуск к работе без медицинского осмотра любого работника организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинской организации или детского учреждения, независимо от его трудовых функций. Это касается также директора организации, главного бухгалтера, бухгалтеров и охранников (п. 21 Постановления № 45).

    При этом оштрафовать работодателя могут за каждого работника, который допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда или обязательного медосмотра (абз. 2 п. 22 Постановления № 45).

    Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения, проверки знаний требований охраны труда, обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся нарушением. Такое нарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к ней) работника, который не прошел обучение и проверку знаний в области охраны труда, обязательный медосмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование, а также, если выявлены медицинские противопоказания для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и абз. 3-5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Такие разъяснения содержатся в п. 22 Постановления № 45.

    Невыдача работникам СИЗ

    На работодателя возложена обязанность бесплатно выдавать средства индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах:

    • с вредными или опасными условиями труда;
    • выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

    При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности (при их отсутствии – типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики).

    За необеспечение работников СИЗ предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. К ответственности по данной норме работодателя могут привлечь за следующие нарушения, связанные с обеспечением работников СИЗ:

    • необеспечение работников (независимо от их количества) СИЗ по установленным нормам;
    • невыполнение обязанности по хранению СИЗ, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене.

    Если работодатель не обеспечил СИЗ нескольких работников, то составляется один протокол об административном правонарушении.

    Необеспечение работников СИЗ является длящимся нарушением (п. 23 Постановления № 45.).

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Если из протоколов об административных правонарушениях следует, что работодатель совершил одно нарушение, за которое предусмотрена ответственность двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ, судья выносит определение об объединении таких материалов в одно производство. Оно рассматриваются судьей с вынесением одного постановления и назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ – в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания.

    Примером такого нарушения является невыполнение работодателем обязанностей выдать находящемуся на работе работнику в день увольнения трудовую книжку и произвести с ним расчет при условии, что работодатель ранее привлекался к ответственности по ч. 1 и ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение аналогичных нарушений (ч. 2 и ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

    В ситуации, когда совершены нарушения, которые предусмотрены одной частью ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания за их совершение положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не применяются.

    Такие разъяснения содержатся в п. 25 Постановления № 45.

    Не пропускайте последние новости — подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников

    Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников

    За нарушение трудового законодательства — невыплату зарплаты, незаключение трудового договора — работодателей наказывают по КоАП. Некоторые вопросы применения статьи вызывали трудности у судов, и ВС подробно разобрал их в новом постановлении, которое 9 декабря отправляли на доработку, а 23-го приняли. Как разъясняется в документе, невыплата зарплаты — это отдельное нарушение по каждому из сотрудников и штрафовать будут за все такие случаи. А за включение в трудовой договор дискриминационных пунктов накажут так же, как если бы договор вообще не заключался.

    Новое постановление разъясняет аспекты наказания работодателей по ст. 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Эта статья предусматривает штрафы для ИП-работодателей до 40 000 руб., а для юрлиц — вплоть до 200 000 руб.

    Пленум напоминает, что ст. 5.27 КоАП предусматривает ответственность работодателя не только за нарушение Трудового кодекса, но и других федеральных законов, законов субъектов, президентских указов и правительственных постановлений.

    Нарушение государственных нормативных требований охраны труда наказывается уже ст. 5.27.1 КоАП.

    Закон, который улучшает положение нарушителя, имеет обратную силу. Это относится не только к самому КоАП, но и к нормативно-правовым актам, содержащим нормы трудового права. Рассматривающий дело судья должен проверять, был ли соблюден порядок регистрации, опубликования и вступления в силу такого нормативно-правового акта.

    ВС подчеркивает, что ответственность за нарушение трудового законодательства могут нести не только сами работодатели, но и их должностные лица, а также иные работники, уполномоченные на привлечение к трудовой деятельности других людей.

    Увольнение должностного лица или уполномоченного работника не мешает привлечению их к ответственности, равно как и прекращение деятельности ИП.

    Пленум детализирует нарушения, за которые нужно штрафовать по «общей» ч. 1 ст. 5.27 КоАП. К ним, в частности, относятся задержки с утверждением графика отпусков, ошибки при оформлении командировки и нарушение правил ведения трудовых книжек.

    По ч. 2 ст. 5.27 КоАП наказывают при повторном нарушении. Например, при отказе выдать документы или их копии сначала одному работнику, а потом другому.

    При этом если руководителя организации привлекли к ответственности на одном месте работы, а потом он устроился на другое и продолжил нарушать там, — его все равно накажут за повторное нарушение. Но суд должен проверить, как давно было первое привлечение: по правилам ст. 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым админответственности в течение года.

    Квалификация нарушения как длящегося или нет позволяет правильно определить сроки привлечения к ответственности и понять, прошли ли они.

    Так, уклонение от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление или заключение вместо него гражданско-правового соглашения — это недлящиеся нарушения. Они считаются оконченными через три дня после того, как работодатель допустил неоформленного сотрудника к работе.

    Если его допустили к работе без обязательного обучения, проверки, осмотра, освидетельствования либо вопреки медицинским противопоказаниям, это длящееся нарушение. Если работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты, это тоже длящееся. В таком случае составляется один протокол, даже если работников несколько.

    Ч. 4 ст. 5.27 КоАП устанавливает ответственность за неоформление или ненадлежащее оформление трудовых отношений.

    По этой норме привлекут не только за работников без договора, но и за включение в договор «условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников».

    Подтвердить их можно любыми доказательствами, что человек лично и за деньги выполнял работу в интересах, под управлением и контролем работодателя. Это могут быть объяснения предполагаемого нарушителя, показания работника и свидетелей, письменные доказательства, фото- и видеосъемка, звуко- и видеозаписи.

    Ко «второму чтению» постановление дополнили перечнем доказательств, подтверждающих удаленную работу. Это, например, распоряжение руководства об удаленной работе, ежедневные отчеты о проделанной работе, удаленный доступ к рабочему компьютеру. Факт постоянного обмена рабочими сообщениями через интернет тоже может подтвердить удаленку.

    Эти доказательства нужны, чтобы привлечь работодателя по ч. 4 ст. 5.27 КоАП за неоформление или ненадлежащее оформление трудового договора.

    Индивидуальный трудовой спор сотрудника с работодателем и административная ответственность — это разные вещи, напоминает Пленум. Поэтому трудовой спор в процессе рассмотрения никак не защищает работодателя от штрафов или других санкций по КоАП.

    При этом, если суд уже принял решение по спору с работником, его надо учитывать в деле об административном правонарушении.

    Пленум разъясняет и правила привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП за невыплату зарплаты. Датой перечисления денег считается день передачи в банк платежного поручения о переводе, если средства есть в нужном количестве на счете работодателя. Дата фактического поступления денег на счет работника значения не имеет.

    Несвоевременная выплата зарплаты — это не длящееся нарушение. Срок давности начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты. Каждая задержка или невыплата — это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников.

    Если работодатель из корыстной или иной личной заинтересованности больше трех месяцев не платит зарплату частично (менее половины) или больше двух месяцев — полностью, то это уже не административное нарушение, а уголовное преступление, и наказывать по нему надо по ст. 145.1 УК.

    Если судья установит признаки преступления, то он должен передать материалы дела правоохранительным органам.

    Ошибки при увольнении

    Поводом для штрафа в 100 тыс. рублей могут стать и ошибки при увольнении сотрудников. Но тут у работодателя есть шанс избежать ответственности.

    Судебная практика исходит из правила: если ошибка при увольнении или привлечении к дисциплинарной ответственности становится поводом к трудовому спору (т.е. работник не согласен с фактом нарушения, порядком увольнения и т.п.), то такие споры суд рассматривает по правилам Гражданского процессуального кодекса. Административной ответственности для работодателя такие ошибки не влекут (решение Магаданского областного суда от 06.05.2019 по делу № 12-78/2019, 7-25/2019, Постановления Верховного Суда РФ от 13.09.2019 № 19-АД19-6 и от 18.01.2019 по делу № 19-АД18-32).

    Но это не значит, что оформлять документы об увольнении можно небрежно. Ведь если ошибка не приводит к индивидуальному трудовому спору, она вполне может обернуться для компании штрафом в 100 тыс. рублей.

    Так, суд утвердил штраф для работодателя из-за того, что он «досрочно» (не дожидаясь двух недель с даты подачи заявления) издал приказ об увольнении сотрудницы. Сотрудница свое увольнение не оспаривала, что и дало возможность Трудинспекции выписать штраф. Кроме того, компании было поставлено на вид, что она направила работнице уведомление о необходимости прийти за трудовой книжкой или согласиться получить её по почте не в день увольнения, а позже (решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 по делу № 7-21-90/2019).

    Срок давности: со дня совершения или со дня обнаружения?

    Административный штраф не может назначаться, если истёк срок давности привлечения к ответственности (ст. 26.5 КоАП РФ). По трудовым нарушениям он составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Вопрос в том, с какого момента отсчитывать этот срок. Он может исчисляться как со дня совершения нарушения, так и со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

    Со дня, когда было обнаружено нарушение, срок давности считается по длящимся нарушениям. Трудинспекция этим пользуется: объявляет трудовые нарушения длящимися и штрафует компании даже за давние ошибки.

    Но судьи с таким подходом соглашаются не всегда: если для обязанности установлен срок, то невыполнение этой обязанности не образует длящегося нарушения. А значит, срок давности надо считать с момента, когда кончился установленный срок, а не с даты обнаружения нарушения (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

    Это значит, что все трудовые нарушения, связанные с нарушением установленных ТК РФ сроков (уведомления, выплаты, создания документа и т.п.), — не длящиеся. Нельзя назвать длящимися и нарушения, срок которых можно определить при разумном толковании.

    Так, суд отказался признать длящимся нарушением тот факт, что в трудовой договор не включили обязательные условия по ст. 57 ТК РФ. Как отметили судьи, такой трудовой договор не является незаключенным, а то, что в нём нет обязательных условий, не даёт оснований для его расторжения (решение Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1929/2019/21-1119/2019). Напротив, в ТК сказано, что недостающие сведения вносятся в текст трудового договора, а недостающие условия — в приложение к трудовому договору или соглашение сторон. А значит, это не длящееся: оно совершено в тот момент, когда заключен «неполноценный» трудовой договор.

    Источники:

    https://xn--80adblochgg5aaxiedm.78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/29386792
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/7ff50b874c8cbce814266fd45eb5fff8b30449b6/
    https://base.garant.ru/12125267/73f0622c063affa3967734c7d10d332a/
    https://www.zakonrf.info/koap/5.27/
    https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/viewFaq/1107
    https://e-kontur.ru/enquiry/1410/otvetstvennost-rabotodatelya
    https://www.arhprof.ru/fpao/for_employers/otvetstvennost-rabotodatelya.php
    https://its.1c.ru/db/content/newsprac/src/477977.htm
    https://pravo.ru/story/237846/
    https://kontur.ru/articles/5689

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: